Чистосердечное признание …

 

Часть 4. Выход на плато

 

“Громада двинулась и рассекает волны.

Плывёт. Куда ж нам плыть?..”

А.Пушкин, Осень

 

С выходом в свет второго номера я оказался в новой, незнакомой ситуации. Существование уже двух выпусков «Журнала ТРИЗ» означало то, что журнал не только появился, но и начал, уже не как новорожденный, а как грудничок,  делать первые осмысленные телодвижения. К третьему номеру я избавился, по крайней мере, от двух неприятностей: ерофеевских обложек и ручной выклейки оригинал-макета. 

 

По объявлению в «Книжном обозрении» связался с кооперативом «Макет», организованным сотрудниками кафедры информатики МИФИ в Долгопрудном. Они делали набор и компьютерную  вёрстку с третьего по шестой выпусков, но, к сожалению, за это время у них появилось много крупных заказов, и они отказались от меня. К моменту расставания с Дологопрудным обнинская типография ВНИИГМИ-МЦД стала осваивать компьютерную вёрстку, но качество работы наших операторов было существенно хуже, приходилось подолгу растолковывать девицам, что именно хочу получить.

 

«Для того шкипера, который не знает, куда ему плыть, нет попутного ветра»

Сенека

 

1991 и 92 годы были годами массового возникновения новых печатных органов. Как правило, это были однодневки, «бабочки-подёнки», век которых один –два выпуска. Я  же почувствовал, что у журнала появились и читатели, которые ждут очередного выпуска, и авторы, которые смогут обеспечить журнал материалами ещё на какое-то время.

 

Разглядывая Журнал взором критически настроенного читателя, я не мог не признать, что, даже преодолев «шок первого номера», и начав структурироваться, Журнал пока представляет собой полу-аморфную массу. Предоставив небольшому кругу пишущих возможность печататься, он пока игнорирует желания читателей получать полезную информацию. Мои возможности влиять на содержательность публикуемых материалов, несмотря на переписку с авторами, была ограничена. Журнал не мог быть умнее и прагматичнее той массы (общности) читателей и авторов, внутри которой он существовал.  

 

«У меня нет для вас других писателей!»

И. Сталин

 

«Победим,

         но мы

               пойдем путём другим!»  

В. Маяковский 

 

Поскольку я не имел возможности заказать  материалы, необходимого мне направления, мне оставалось использовать наличные ресурсы.

 

«Месторождения»
Первым ресурсом стал Цуриковский «Проект ИМ» [1]. В те годы в ТРИЗ только эта организация обладала признаками современной структуры: они имели банковский кредит, директора, руководителей групп, исполнителей, зарплату, компьютеры – целых четыре! – и помещение. Я  пробыл у них несколько дней, говорил с ребятами, они обещали писать…

 

Могу поверить, что статью сотрудников Цурикова из Института языкознания БелАН об универсальном семантическом коде, используемом для программирования ИМ [2] за пределами минской лаборатории  понял от силы пяток самых головастых читателей (редактор без особого сожаления не относит себя к их числу), но для полноты картины и такая публикация была нужной.

 

При публикации третьего, «Цуриковского» номера произошла одна относительно безобидная хохма, без которых не обходится ни одно издание. После передачи оригинал-макета в Гомель мне позвонил один из сотрудников Рафата и сказал, что они потеряли фотографию одного из авторов – Валеры Сушкова, и не знают, что делать. Я  посоветовал срочно связаться с минской лабораторией ИМ и дал подробный адрес. «Хорошо, я скоро должен быть в Минске по своим делам, и зайду в Лабораторию». Через несколько дней этот сотрудник снова позвонил мне и сказал, что всё ОК.

 

Представляете моё негодование, а позже и смех, когда в номере над статьёй Сушкова оказалась фотография Цурикова, уже вторая в этом номере.

 

«Ленинградские самородки»

 

 

Другим «самородком» стала серия публикаций ТРИЗ-ФСА, организованные Семёном Литвиным и Володей Герасимовым из Питера [3]. С моей точки зрения, эта серия стала самой полезной из всего, что опубликовано в журнале.

 

Волюслав Владимирович Митрофанов, основатель и ректор Ленинградской школы [4], на базе собственных исследований механизмов электрофизических явлений, которые, в свою очередь возникли из проблем предотвращения брака полупроводникового производства, создал своеобразную методологию «научного открывательства» - целенаправленного выхода на научные открытия, аналогично тому, как ГСА целенаправленно выходил на изобретения

 [5-10]. К сожалению, я не видел, как использовали эти методики другие

исследователи.

 

О «месторождениях» ангарской, кишинёвской и питерской школ ТРИЗ  – смотри ниже [11-13]. 

 

“Промывка россыпей”

 

ТРИЗ-Педагогика

Педагогическая тема сама возникла в Журнале уже со второго номера и сохранилась, без моих усилий, до прекращения издания Журнала. Кое-где я структурировал этот постоянный поток, придумывал какие-то заголовки, но, честно говоря, эти редакционные штучки никак не влияли на содержательность раздела. Поток педагогического материала был так велик, с что пришлось выпустить два специальных номера, посвящённых ТРИЗ-педагогике [14, 15] и, если бы Журнал продолжался, то пятнадцатым или шестнадцатым номером могла бы стать Педагогика-3.  Судя по запросам читателей, педагогические материалы оказались самыми востребованными из всего, что было опубликовано.

 

С педагогикой смыкаются ещё два «не инженерных» раздела: ТРТЛ и ТРИЗ в нетехнических областях.

 

ТРТЛ

Первое из этих направлений определялось тем, что Генрих Саулович уже в 96-97 годах, завершив разработки АРИЗ-85В, перешёл к проблеме целенаправленного создания Творческой Личности. На Совете Ассоциации в конце октября 90 года он говорил: «В ТРИЗ уже всё выбрано. Будущая проблема - в человеке. Поэтому уже пять лет я занимаюсь ТРТЛ» [18].  Результаты этих исследований суммированы в [19], а в Журнал свои материалы он, как я уже писал, не давал.

 

Исходными материалами для создания стратегии ГСА считал биографические описания творческих личностей, к созданию которых (описаний, а не личностей), он и призывал. Результатами были публикации Н.В. Кругловой на страницах Журнала о Н. Фёдорове и Н. Пэрне [20], а также автобиографический очерк В Волкова [21] и два моих очерка о «живых людях» – магнитогорском изобретателе М.И. Шарапове и о Г. И. Иванове, главе ангарской школы [22]; моё отношение к ЖСТЛ  - смотри [23].

 

Как бы ни оценивалась ценность публикаций этой рубрики, не могу усомниться в ценности публикаций, относящихся к теории развития коллективов (ТРК). Это направление плодотворно развивали Борис Злотин и Алла Зусман [24]. Можно только пожалеть о том, что дальнейшие разработки этой темы ведутся в США, и авторы не заинтересованы в их публикации по-русски.

 

ТРИЗ в нетехнических областях (ТРИЗ +…)

Поскольку все закономерности ТРИЗ были отработаны ГСА на базе техники, в основном на «механических» изобретениях, возникли попытки переноса этих закономерностей в другие области техники -  радиоэлектронику [25], химию[26], а потом и за границы техники – в области науки [27- 29], бизнеса и организации [30, 31], управления социальной сферой [32], дизайна [33], риторики [34], изобразительного искусства [35] и музыки [36]. Особое место принадлежит двум публикациям «со стороны» [37, 38].

 

Работа с авторами при подготовке к печати статей этой рубрики позволила мне сделать основополагающий вывод:

-          Результаты всех исследований утверждают, что закономерности ТРИЗ проявляются во всех исследованных областях человеческой деятельности.

-          Есть основания распространять методы ТРИЗ и в неисследованные области, применив соответствующие операторы перевода.

-          Есть основания предполагать, что ТРИЗ является универсальной технологией анализа и усовершенствования систем любой природы.

 

Литература к части 4

 

1.       Проект «Изобретающая машина», всего 8 публикаций;

«Журнал ТРИЗ» 2.1.91 (№ 3), сс.17-46; ibid 3.1.92 (№ 5), сс.24-37; ibid 95,1 (№ 10), сс.60-76

2.       Бойко И.М., Гуминский А.П., Мартынов В.В., Семантическое кодирование и решение интеллектуальных задач, «Журнал ТРИЗ» 2.1.91 (№ 3), сс 43-46.

3. Система ТРИЗ+ФСА, всего 7 публикаций; «Журнал ТРИЗ» 1.2.90 (№ 2), с.53; ibid 3.1.92 (№ 5), сс.52-55; ibid 3.2.92 (№ 6), сс.7-50; ibid 95/1 (№ 10), сс.66-76; ibid 96,1 (№ 11), сс.56-59.

4.       Митрофанов В.В., К истории Ленинградского народного университета научно-технического творчества, «Журнал ТРИЗ» 95,1 (№10), сс.6-94

5.       Митрофанов В.В., Канер В.Ф., Противоположный эксперимент, «Журнал ТРИЗ» 3.3.92 (№7), сс. 40-44;

6.        Митрофанов В.В. там же, Холодный ядерный синтез, там же 3.3.92 (№7), сс. 44-45;

7.       Митрофанов В.В., Копылов А.З. Диссиметрия – это открытие! там же 95.1. (№10), сс. 79-84; 

8.   Митрофанов В.В. Механизмы реализации некоторых физических эффектов, там же 95.1. (№10), сс. 85-87. 

9.   Он же,  Семь «нот» в информационном поле,там же 96.3. (№13), сс. 25-2.

10.  Митрофанов В. В., Лебедев Н.И., Новый взгляд на природу перенапряжения водорода на катоде, там же 96.3. (№13), сс. 28-40. 

11.  Ангарская школа ТРИЗ, компьютерный вариант «Журнал ТРИЗ» 3.3.92 (№ 7) 

12 . Кишинёвская школа, «Журнал ТРИЗ» 93/1 (№ 9).

13 . Санкт-Петербургская школа, «Журнал ТРИЗ» 95/1 (№ 10).

14. Педагогика «Журнал ТРИЗ» 2.2.91 (№ 4)

15. Педагогика-2 «Журнал ТРИЗ» 3.4.92 (№ 8)

16. Склобовский К.А., Письмо из редакции (приложение к статье Уральской В.Л., Письмо начинающему преподавателю), «Журнал ТРИЗ» 96.1 (№ 11), с.98.

17. Паршукова Т.Г. Развитие системных представлений у учащихся с помощью девятиэкранной схемы, «Журнал ТРИЗ» 96.1 (№ 11), сс.107-109..

11. Альтшуллер Г.С. Перспективы развития ТРИЗ (запись выступления на третьем Совете Ассоциации ТРИЗ), «Журнал ТРИЗ» 1,2,90 (№ 2), сс.4-5.

19. Альтшуллер Г., Вёрткин И., Как стать гением. Жизненная стратегия творческой личности, Минск, Беларусь, 1994, 479 с.7

20. Круглова Н.В., К вопросу о достойной цели человечества; «Журнал ТРИЗ» 1,1,90 (№ 1) сс. 65-73; она же, Творческая личность в фокусе науки,  там же, ,2.1.91 (№3), сс. 73-78.

21. Волков В.И., Как рождаются изобретения, «Журнал ТРИЗ» 3.1.92 (№ 5), сс74-80.    

22. Склобовский К.А. Человек и его домна «Журнал ТРИЗ» 3.2.92 (№ 6) сс. 84-88; Он же, «Репортёр покинул редакцию», там же, 3.3.92 (№7), сс. 8-12

23. Склобовский К.А., О двух подходах к модели творческой личности, «Журнал ТРИЗ» 9461 (№ 11), сс. 81-85.

24. Злотин Б.Л., Зусман А.В., Механизмы развития коллективов и общества, «Журнал ТРИЗ» 94.1 (№ 9), сс73-83; они же, Модели для творца, там же, 94.1. (№9), сс 84-9.

25. Пиняев А.М., Примеры радиотехнических задач, решенных с помощью ТРИЗ – «Журнал ТРИЗ» 96.1 (№11), сс. 42-46.

26. Суминов С.И., Склобовский К.А., Почему в словеМАТХЭМ нет буквы Р?, «Журнал ТРИЗ» 1.2.90 (№ 2) сс. 69-71.

27. Злотин Б.Л., Зусман А.В., К вопросу о применимости ТРИЗ в науке, «Журнал ТРИЗ» 1.1.90 (№ ) сс. 44-54.

28. Сибиряков В.Г. ТРИЗ и синергетика, «Журнал ТРИЗ» 97. 1 (№ 14) сс. 42-43;

29. Громыко А.И. Разработка алгоритма поиска средств съёма информации…, «Журнал ТРИЗ» 97. 1 (№ 14) сс. 46-50;

30.      Стратегическое планирование на основе ТРИЗ «Журнал ТРИЗ» 97.1 (№ 14) сс.51-54.

31.      Рубин М.С., Об использовании инструментария ТРИЗ в банковском деле – 11.8.3. «Журнал ТРИЗ» 96.1(№ 11) сс. 76-79.

32.      Сибиряков В.Г., Программа обеспечения социальной защиты инвалидов, «Журнал ТРИЗ» 97.1(№ 14) сс. 55-66.

33.      Якуничев Н.Г. ТРИЗ и дизайн: перспективы отношений, «Журнал ТРИЗ»95.1(№10), сс. 100-103.

34.      Шебеко Л.О. Эвристические методы в риторике… «Журнал ТРИЗ» 97.1(№14), сс. 67-71.

35.      Флореску Р.С. Приёмы фантазирования в изобразительном искусстве «Журнал ТРИЗ» 3.2.92.(№ 6), сс. 69-77.

Он же, Творческие задачи в изобразительном искусстве с точки зрения ТРИЗ, там же 3.4.92.(№ 8), сс. 64-66.

36.      Мурашковска И., Мурашковский Ю.М., «Искусство» от слова «Техника», «Журнал ТРИЗ» 1.1,90 (№ 1), сс.55-64. 

37.  Радшун Р.В.,  Почему оправдано распространение ЗРТС на системы любой природы,  

38. Корогодин В.И., Корогодина В.Л., Информация – что это такое? «Журнал ТРИЗ» 96.1(№11), сс. 62-72.

 

 Вернуться к оглавлению К следующей главе